Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Воскресенье, 24.11.2024, 13:00
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Армия России

Авиационные термины



Абляция - унос массы с поверхности твёрдого тела потоком набегающего газа в результате оплавления, испарения, разложения и химической эррозии.
Авиагоризонт - гироскопический прибор для измерения и индикации экипажу углов крена и тангажа, соответствующих пространственному положению ЛА относительно горизонтальной плоскости. Бывают автономные и дистанционные.
Авиалиния - установленный маршрут регулярных полётов воздушных судов между населёнными пунктами с целью перевозки пассажиров, почты и грузов. Различают внутренние и международные авиалинии.
Авианесущий
корабль
- корабль, на котором предусмотрено базирование и эксплуатация корабельных ЛА. Понятие включает в себя корабли от многоцелевых авианосцев до кораблей (судов), имеющих на борту хотябы один ЛА.
Авиационное
вооружение
- совокупность размещаемых на ЛА средств поражения противника, устройств для их транспортировки и использования, а также систем, обеспечивающих боевое применение средств поражения.
Авиация (фр. aviation от лат. avis - птица) - широкое понятие, связанное с полётами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Включает необходимые технические средства и личный состав, функционирует в рамках сложившихся организационных структур и опирается на специальные отрасли заний. По назначению разделяется на гражданскую и военную.
Авиетка (фр. aviette) - устаревшее название маломощного одноместного самолёта, обычно любительской постройки.
Автожир (фр. autogyre, от греч. autos - сам и gyros - кгруг, вращение) - ЛА тяжелее воздуха, у которого подъёмная сила создаётся несущим винтом, вращающимся свободно (без привода от двигателя) под воздействием набегающего потока воздуха.
Автомат
перекоса
- механизм в системе управления несущим винтом вертолёта для изменения угллов установки лопастей. Является средством регулирования тяги винта и изменения её направления.
Автопилот (от греч. autos - сам и фр. pilote - руководитель, вожак) - система управления, обеспечивающая автоматическую стабилизацию и управление ЛА с целью сохранения заданного режима полёта.
Авторотация (от греч. autos - сам и лат. rotatio - вращение) - режим работы несущего винта, при котором энергия, необходимая для его вращения отбирается от набегающего на винт потока. Режим авторотации является рабочим для автожира, а на вертолёте возникает при отключении (отказе) силовой установки.
Адаптивное
крыло
- крыло, профиль которого принимает форму, близкую к оптимальной на каждом заданном режиме полёта.
Административный
самолёт
- самолёт, предназначенный для перевозки официальных лиц государственных учреждений, фирм и компаний, а также принадлежащих этим организациям грузов.
Акустическая
нагрузка
- силовое воздействие на конструкцию, проявляющееся как звуковое давление на её поверхность, которое возникает при колебаниях в диапазоне звуковых частот возмущённой воздушной (газовой) среды.
Акустическая
усталость
- усталость элементов авиационных конструкций, возникающая при воздействии акустической нагрузки.
Альтиметр - высотомер (от лат. altum - высота и греч. metreo - измеряю).
Амортизация
шасси
(от фр. amortir - ослаблять, смягчать) - система, обеспечивающая поглощение энергии, снижение нагрузок, передаваемых от опоры шасси на конструкцию ЛА при посадочном ударе и движении по неровностям аэродрома.
Амфибия (от греч. amphibios - ведущий двойной образ жизни) - гидросамолёт, оборудованный сухопутным шасси и способный базироваться как на водной поверхности, так и на сухопутных аэродромах.
Ангар (фр. hangar) - сооружение для технического обслуживания и ремонта ЛА. Различают туннельные и тупиковые, капитальные, сборно-расборные и пневматические, одно-, двух- и многосекционные.
Анемометр (от греч. anemos - ветер и metreo - измеряю) - прибор для измерения скорости движения воздуха.
Анеморумбометр (от греч. anemos - ветер, rhombos - юла, волчок и metreo - измеряю) - прибор для одновременного измерения скорости и направления ветра.
АНЗ - аэронавигационный запас топлива. Часть запаса топлива на борту ЛА к началу разбега, заправленная сверх расчётного количества, необходимого для выполнения полёта от аэродрома вылета до аэродрома назначения. Предназначен для обеспечения безопасного завершения полёта с посадкой на аэродроме назначения или на запасном с учётом неблагоприятных обстоятельств.
Аноксия (от греч. an - отрицательная приставка и oxygenium - кислород) - кислородное голодание. Наступает при длительном нахождении человека в условиях значительного понижения давления воздуха (например, в условиях полёта).
Антенна (от лат. antenna - рея) - устройство для излучения или (и) приёма радиоволн.
Антидемпфирование - увеличение амплитуды угловых колебаний ЛА относительно центра масс за счёт дополнительных аэродинамических сил и моментов, возникающих из-зп изменения потока, обтекающего его несущие поверхности. Связано с возникновением срыва потока на крыле, оперении, перестроением неустойчивой вихревой структуры и системы скачков уплотнения на несущих поверхностях.
Антисимметричное
крыло
- целиком поворотное крыло с центральным расположением шарнира и вертикальной осью поворота.
Антициклон - область в атмосфере, характеризующаяся высоким атмосферным давлением. Давление максимально в центре антициклона и убывает к периферии.
АНТК - авиационный научно-технический комплекс.
Арретир (нем. Arretier, от фр. arreter - останавливать, фиксировать) - устройство для закрепления чувствительного элемента различных приборов в нерабочем положении.
Аспирационный
психрометр
- прибор для определения влажности воздуха. Принцип действия основан на учёте эффекта охлаждения тела при испарении с него жидкости. Состоит из двух термометров, один из которых измеряет температуру воздуха, а другой обёрнут батистом и помещён в резервуар с водой.
Астронавигационные
системы
- системы для определения в полёте координат местоположения и курса ЛА с помощью астрономических измерений. Различают ручные, полуавтоматические и автоматические. Используются для дальних или длительных перелётов.
Астронавигация (от греч. astron - звезда и навигация) - раздел навигации ЛА, рассматривающий принципы построения астронавигационных систем и методы их использования для навигации ЛА, а также совокупность операций по определению в полёте положения ЛА относительно земной поверхности с помощью астрономических средств и методов.
Атмосферная
турбулентность
- одно из основных свойств атмосферы Земли, состоящее в беспорядочном изменении давления, температуры воздуха, скорости и направления ветра. Обусловлена топографической неоднородностью поверхности Земли, её теплофизическими свойствами, приводящими к неравномерному в пространстве нагреванию (охлаждению), особенностями вертикальных профилей температуры и скорости воздушных потоков.
Атмосферная
циркуляция
- система крупномасштабных воздушных течений над земным шаром или полушарием, обусловленная неоднородным распределением температуры и атмосферного давления, возникновением барического градиента.
Атмосферное
возмущение
- перемещение воздушных масс, вызывающее изменение параметров движения ЛА. Различают: ветер, воздушный порыв, сдвиг ветра и атмосферную турбулентность.
Атмосферное
давление
- гидростатическое давление, оказываемое атмосферой на все находящиеся в ней предметы. В каждой точке определяется весом вышележащего столба воздуха. Нормальным считается давление 760 мм рт.ст. (101325 Па).
Атмосферное
электричество
- совокупность электрических явлений и процессов, происходящих в атмосфере: электрические токи, объёмные заряды, заряды облаков и осадков, грозовые разряды и т.д.
Атмосферный
фронт
- переходная зона между воздушными массами, частями нижнего слоя атмосферы Земли, горизонтальные размеры которых соизмеримы с большими частями материков и океанов. Перед атмосферным фронтом давление обычно понижается, за фронтом - ростёт.
АХР - авиационно-химические работы. Включают защиту растений от вредителей и болезней, внесение минеральных удобрений, борьбу с сорняками, дефолиацию (удаление листьев) и дисекацию (ускорение созревания) сельскохозяйственных культур и и лесных насаждений. Осуществляются с самолётов и вертолётов, оборудованных аппаратурой для опрыскивания жидкими химикатами или опыления сыпучими.
Аэробус - многоместный пассажирский самолёт с упрощённым видом обслуживания пассажиров.
Аэровокзал - здание аэропорта для комплексного круглогодичного обслуживания воздушного транспорта, а также провожающих и встречающих. Это основное сооружение пассажирского комплекса аэропорта.
Аэродинамика 1) раздел механики сплошных сред, в котором изучаются закономерности движения жидкостей и газов, а также механическое и тепловое взаимодействие между жидкостью или газом и движущимися в них телами.
2) раздел прикладной механики, служащий научным фундаментом для аэродинамического проектирования ЛА. Включает методологию научных исследований, сочетающую теоретическое и экспериментальное изучение физических явлений с целью использования полученных знаний в практике конкретной опытно-конструкторской работы. В зависимости от типа ЛА различают аэродинамику самолёта, аэродинамику вертолёта и т.д.
Аэродинамическая
компенсация
- уравновешивание шарнирного момента аэродинамическими силами; устройства для уменьшения шарнирного момента органа управления. По принципу действия и конструктивному исполнению различают осевую, внутреннюю и роговую аэродинамическую компенсацию.
Аэродинамическая
схема
характеризует геометрические и конструктивные особенности самолёта. Известно большое число признаков, по которым характеризуют аэродинамическую схему, но в основном их принято различать по взаимному расположению крыла и горизонтального оперения, числу крыльев, расположению крыла относительно фюзеляжа, типу и расположению двигателей, диапазону числа Маха, способу взлёта и посадки.
Аэродинамическая
труба
- экспериментальная установка для исследования явлений и процессов, сопровождающих обтекание тел потоком газа. В аэродинамической трубе экспериментально определяются действующие на ЛА аэродинамические силы и моменты, исследуются распределения давления и температуры по его поверхности, набоюдается картина обтекания тела, изучается аэроупругость и т.д. В зависимости от диапазона числа Маха различают дозвуковые, трансзвуковые и сверхзвуковые; по принципу действия - компрессорные и баллонные, по компоновки - замкнутые и открытые.
Аэродинамические
весы
- установка или система для измерения составляющих аэродинамических сил и моментов, действующих на модель в аэродинамической трубе. По принципу действия подразделяются на механические и электрические.
Аэродинамические
коэффициенты
- приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на ЛА. Используются в исследованиях аэродинамики и динамики ЛА вообще.
Аэродинамические
нагрузки
- поверхностные силовые воздействия на различные части ЛА, обусловленные обтеканием его воздушным потоком при движении или при действии ветра на стоянке.
Аэродинамические
силы и моменты
- результат силового воздействия воздуха на движущийся в нём ЛА. Эти силы, имеющие динамическую природу, делают возможным полёт аппаратов тяжелее воздуха. На каждый элемент поверхности ЛА действуют поверхностные силы, которые состоят из нормального напряжения, связанного с гидродинамическим давлением, и касательные напряжения, обусловленные силами трения.
Аэродинамические
характеристики
- совокупность зависимостей аэродинамических коэффициентов, а также их производных и распределённых нагрузок от характерных параметров, определяющих режимы полёта, конфигурацию ЛА и его ориентировку относительно выбранной системы координат. Аэродинамические характеристики (подъёмная сила, аэродинамическое сопротивление, аэродинамическое качество, продольная и боковая статическая устойчивость, вращательные производные, эффективность органов управления, взлётно-посадочные характеристики и т.д.) являются основными исходными данными при проектировании ЛА.
Аэродинамическое
демпфирование
- демпфирование колебаний ЛА относительно центра масс за счёт дополнительных аэродинамических сил и моментов, возникающих при неустановившемся движении.
Аэродинамическое
качество
1) Для самолёта, планёра и т.п.: отношение подъёмной силы, действующей на ЛА, к аэродинамическому сопротивлению при данных условиях полёта.
2) Для вертолёта: различают эвивалентное аэродинамическое качество и качество вертолёта. Эквивалентное аэродинамическое качество равно отношению веса вертолёта к его эквивалентному сопротивлению. Качество вертолёта равно отношению его веса к его сопротивлению в режиме полёта на авторотации несущего винта, взятому с обратным хнаком.
Аэродинамическое
нагревание
- повышение температуры поверхности ЛА при его полёте в атмосфере. Частицы газа при их движении относительно ЛА тормозятся около его поверхности в зонах сжатия, ударных волнах и пограничных слоях. Этот процесс сопровождается выделением тепла.
Аэродром (от греч. aer - воздух и dromos - бег, место для бега) - специально подготовленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта, посадки, руления, стоянки и обслуживания ЛА. Различают военный, гражденские и испытательные.
Аэродромный
узел
- административно-функциональное объединение посадочных полей (аэродромов) и площадок, пилотажных зон, зон воздушной стрельбы и боевых трасс. Воздушные и наземные границы узла устанавливаются соответсвующими государственными органами.
Аэроклуб - авиационно-спортивная органихация. Основные задачи: обучение спортсменов лётному мастерству, пропаганда и распространение авиационных знаний. Для проведения учебно-лётного процесса клуб имеет аэродром, воздушное пространство, авиационную технику и необходимые сооружения.
Аэрологическое
зондирование
- определение свойств воздуха и характеристик некоторых атмосферных процессов (температуры, влажности, давления, скорости ветра) с помощью поднимаемых в атмосферу приборов или дистанционными методами.
Аэромеханика (механика полёта) - совокупность методов определения действующих на ЛА сил и моментов, траекторий полёта, лётно-технических и пилотажных характеристик ЛА, методов анализа динамики полёта ЛА, его устойчивости и управляемости. Фундаментом аэромеханики являются прикладная аэродинамика, основные разделя механики и теория регулирования.
Аэронавтика (от греч. aer - воздух и nautike - кораблевождение) - понятие, охватывающее авиацию и воздухоплавание. По установившейся в России традиции термин отождествляется только в воздухоплаванием.
Аэроотит (от греч. aer - воздух и otos - ухо) - воспаление среднего уха, возникающее вследствие баротравмы при резких колебаниях барометрического давления.
Аэроплан Устаревшее название самолёта.
Аэропорт (от греч. aer - воздух и лат. portus - гавань, пристань) - транспортное предприятие, осуществляющее регулярный приём и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов воздушных судов.
Аэросинусит (от греч. aer - воздух и лат. sinus - пазуха) - воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух, возникающее вследствие баротравмы при резких колебаниях барометрического давления.
Аэростат (от греч. aer - воздух и statos - стоящий, неподвижный) - ЛА, использующий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку подъёмного газа, имеющего плотность меньшую, чем плотность атмосферного воздуха. Подразделяются на свободные и привязные аэростаты и дирижабли.
Аэростатика (от греч. aer - воздух и statike - учение о весе, о равновесии) - раздел аэродинамики, изучающий условия равновесия жидкостей и газов (преимущественно воздуха) и действие этих сред на погруженные в них тела.
Аэротермодинамика - раздел аэродинамики, изучающий гиперзвуковые течения газа, когда наряду с динамическими эффектами (скоростной напор, напряжение трения и др.) становятся существенными и термодинамические (теплопередача, аэродинамическое нагревание).
Аэроупругость - раздел прикладной механики, в котором рассматривается взаимодействие ЛА как упругой системы с воздушной средой.
Аэрофинишёр - устройство для торможения самолёта при посадке на палубу авианесущего корабля. Основу конструкции составляет тросовая система и тормозной механизм. При посадке самолёта его тормозной крюк захватывает приёмный трос и вытягивает тормозной, преодалевая сопротивление тормозного иеханизма, чем и обеспечивается торможение самолёта.

Аэрофотоаппарат

- оптико-механический прибор, устанавливаемый на ЛА и предназначенный для аэрофотосъёмки земной поверхности в видимой и ближней ИК части спектра. Состоит из фотокмеры, аэрофотоустановки, обеспечивающей необходимое положение камеры при съёмке и уменьшающей вибрацию, и пульта управления.
Аэрофотосъёмка - фотографирование земной поверхности установленным на ЛА аэрофотоаппаратом (АФА). Используется для создания топографических карт, лесоустройства, землеустройства, изысканий транспортных магистралей и изучения природных ресурсов Земли. Широко применяется также в военных целях.
АЯСУ
- авиационная ядерная силовая установка, в которой теплота генерируется в ядерном реакторе, подводится в ГТД (ТРДД, ТРД, ТВД) к воздуху
Вакуумная
аэродинамическая
труба
- аэродинамическая труба, работающая при низких давлениях. Рабочий газ поступает из баллона или из атмосферы через регулятор давления, подогреватель и сопло в окружённую вакуумной камерой рабочую часть, где размещается модель ЛА.
Валёжка - самопроизвольное кренение ЛА. Интенсивность и напраавление определяется асимметрией ЛА относительно вертикальной плоскости и уменьшением эффективности органов поперечного управления, обусловленным недостаточной жёсткостью крыла при больших скоростных напорах либо влиянием сжимаемости воздуха при малых.
Вариометр (от лат. vario - изменяю и греч. metrio - измеряю) - пилотажный прибор для измерения скорости подъёиа и спуска ЛА, а также указания горизонтальной скорости полёта. Измеряет разность давлений воздуха в атмосфере и внутри корпуса прибора, сообщающегося с атмосферой капиляром. Эта разность давлений возникает при изменении высоты полёта и исчезает, когда ЛА летит на постоянной высоте.
ВВС - военно-воздушные силы. Высокоманёвренный вид вооружённых сил государства, предназначенный для поражения самостоятельно и во взаимодействии с объединениями других видов вооружённых сил авиационных, сухопутных и морских группировок противника, подрыва его военно-экономического потенциала, дезорганизации государственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, авиационной поддержки сухопутных войск и сил флота, прикрытия группировок войск (сил) и объектов от удара воздушного противника, обеспечения вооружённых сил данными воздушной разведки, осуществления воздушных перевозок.
Вдув в
пограничный
слой
- подвод жидкости или газа в пограничный слой через проницаемую поверхность обтекаемого тела. Наличие вдува приводит к снижению местных значений напряжения трения и теплового потока и утолщению пограничного слоя. Кроме того, вдув способствует дестабилизации ламинарного течения и может вызвать более ранний переход к турбулентному режиму течения. Является эффективным средством защиты обтекаемой поверхности ЛА от аэродинамического нагревания.
Вентилятор (лат. ventilator - веяльщик от ventio - вею, махаю, дую) турбореактивного двухконтурного двигателя - часть компрессора ТРДД, работающая обычно на оба контура. В зависимости от степени двухконтурности может быть одно- и многоступенчатым. Одноступенчатый применяется в двигателям с большой степенью двухконтурности, многоступенчатый - с малой степенью двухконтурности.
Вертикальная
скорость
- изменение высоты полёта за единицу времени. Равна вертикальной составляющей скорости ЛА.
Вертикальное
оперение
- вертикальная аэродинамическая поверхность (поверхности) ЛА, обеспечивающая его путевую устойчивость и управляемость. На большинстве самолётов распологается в плоскости симметрии на верху хвостовой части фюзеляжа. Основная, передняя, как правило неподвижная, часть обеспечивает путевую устойчивость, а на задней обычно размещается руль направления, обеспечивающий путевую управляемость и балансировку ЛА относительно вертикальной оси.
Вертолёт - летательный аппарат, у которого подъёмная сила и пропульсивная сила для горизонтального полёта создаются одним или несколькими несущими винтами. Может совершать вертикальные взлёт и посадку, неподвижно висеть в воздухе, перемещаться вдоль и поворачиваться относительно любой оси.
Вертолёт-кран - вертолёт, оборудованный системой внешней подвески для подъёмно-транспортных и монтажных работ. Применяется также для транспортных перевозок.
Весовая
компенсация
- уравновешивание органа управления относительно его оси вращения для устранения возможности возникновения нежелательных его вибраций либо дополнительных моментов от инерционных сил. На практике осуществляеется установкой дополнительного груза впереди оси вращения органа управления.
Весовая отдача - безразмерная величина, равная отношению нагрузки ЛА к его взлётной массе; один из критериев совершенства ЛА.
Весовой контроль - система показателей и мероприятий, предназначенная для обеспечения соответствия массы изготовленного ЛА массе, утверждённой при его проектировании. Вступает в действие с началом выпуска рабочих чертежей и охватывает все этапы дальнейшей разработки, постройки и испытаний ЛА в целом и комплектующих изделий на смежных производствах, а также на этапе внедрения ЛА в производство.
Весовой расчёт - определение массы ЛА в целом, его агрегатов, систем и элементов в процессе проектирования ЛА. В зависимости от стадии проектирования различают проектировочный и исполнительный.
Весовые
характеристики
- характериные значения массы ЛА или его частей, используемые при его проектировании, изготовления, эксплуатации или оценки лётно-технических характеристик ЛА.
Вестибулярная
тренировка
- комплекс методов, обеспечивающих повышение переносимости человеком действия вестибулярных раздражителей. Подразделяется на активную (комплекс гимнастических упражнений) и пассивную (во вращающемся кресле, на центрифуге и т.п.).
Ветер - движение воздуха в атмосфере, почти параллельное земной поверхности. Обычно под ветром подразумевается горизонтальная составляющая этого движения. Возникает вследствие неравномерного горизонтального распределения атмосферного давления под действием барического градиента.
Взлёт - разбег самолёта до скорости отрыва и этап полёта до момента достижения скорости, высоты и конфигурации самолёта, необходимых для начала полёта по маршруту.
Взлётная дистанция - расстояние по горизонтали, проходимое самолётом от точки старта до набора некоторой нормированной высоты (10,7 м по НЛГС).
Взлётно-посадочные
характеристики
- комплекс лётно-технических характеристик ЛА, обеспечивающих безопасное выполнение взлёта и посадки и определяющих потребные размеры аэродрома. Для самолётов включают: длину разбега, скорость отрыва, взлётную дистанцию, посадочную дистанцию, посадочную скорость, длину пробега по ВПП.
Взрыватель - информационно-логическое автоматическое устройство для подрыва боеприпаса в оптимальной для поражения цели момент, а также для обеспечения его безопасности при хранении, транспортировке, служебном обращении и на полёте к цели.
ВИАМ - Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов. Образован в 1932 г. в Москве на базе отдела испытаний авиационных материалов ЦАГИ. Разрабатывает конструкционные, коррозионностойкие, жаропрочные, износостойкие стали и сплавы, пластмассы, герметики, уплотнительные, тепло- и звукоизоляционные и др. материалы.
Вибрация
двигателя
(от лат. vibratio - колебание) - механические колебания двигателя или отдельных его узлов и деталей (в узком смысле - его роторов и корпусов). Основное значение имеет вибрация с частотой вращения его роторов, которые вызываются передающимися на корпуса переменными силами от вращающихся неуравновешенных масс роторов. Источникамм вибрации могут быть также аэродинамическая неуравновешенность роторов, пульчации давления в газоводном тракте, зубчатые передачи, подшипники и пр.
Вибрационное
горение
- вид неустойчивого горения, характеризуемый автоколебаниями газа в камере сгорания двигателя. Причина - чувствительность смесе-, вихреобразования и горения к колебаниям газа в камере. Сопровождается резким увеличением шума, срывами пламени, разрушением камеры, выходом из строя отдельных узлов и агрегатов двигателя.
Виброизмерения - экспериментальное определение физических величин, характеризующих различные колебательные процессы или динамические свойства систем с помощью виброизмерительных средств.
Виброперегрузка - физическая величина, характеризующая нагрузку, действующую на механическую систему и физические тела при колебаниях.
Вибропоглощающие
покрытия
- покрытия, наносимые на обшивки фюзеляжа ЛА, панелей интерьера и бортового оборудования, стенок трубопроводов и кожухов для снижения шума, излучаемого ими в случае возбуждения резонансных колебаний во время полёта.
Видимость (дальность видимости) - максимальное расстояние, с которого у поверхности земли видны и опознаются неосвещённые объекты (ориентиры) днём и освещённые объекты (световые ориентиры) ночью. В зависимости от направления наблюдения различают горизонтальную, вертикальную и наклонную.
Видимость на ВПП - расстояние, в пределах которого пилот ЛА, находящийся на осевой линии ВПП, может видеть маркировочные знаки на поверхности ВПП или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие её осевую линию. Измеряется каждые 30 мин. (приуменьшении до значения, определяемого погодным минимумом для данного аэродрома - каждые 15 мин.).
Визир (нем. visier, от лат. viso - смотрю) - устройство на борту ЛА для обзора пространства, обнаружения, опознавания и сопровождения наземных, надводных и воздушных объектов и целей. Существуют оптические, оптико-электронные и радиолокационные.
Визуализация
течения
(от лат. visualis - зрительный) - приём, позволяющий наблюдать течение жидкости или газа непосредственно или с помощью оптических устройств. Используется для установления качественных характеристик, в т.ч. наличия и формы областей отрыва пограничного слоя, вихрей и скачков уплотнения, спектра потока, состояния потока.
ВИЛС - Всесоюзный (с 1992 - Всероссийский) институт лёгких сплавов. Создан в 1961 г. в Москве. Осуществляет разрабтку технологии производства полуфабрикатов для авиационной промышленности, других отраслей техники и новых материалов для народного хозяйства.
Винтовой самолёт - дозвуковой самолёт, на котором в качестве источника тяги используется воздушный винт.
Винтокрыл - летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, у которого подъёмная сила создаётся комбинированной несущей системой, состоящей из одного или двух несущих винтов и крыла. Необходимая для горизонтального полёта тяга создаётся воздушным ввинтом или реактивным двигателем.
Винтокрылый ЛА - летательный аппарат, у которого подъёмная сила создаётся одним или несколькими несущими винтами (иногда ещё и крылом), а пропульсивная сила - несущими винтами и специальными движителями (воздушными винтами или реактивными двигателями). Различают автожиры, вертолёты, винтокрылы и преобразуемые аппараты.
Винтомоторная
установка
- установка, создающая тягу, под воздействием которой винтовой ЛА движется в требуемом направлении. Включает двигатель, воздушный винт, а также все узлы, агрегаты и системы, необходимые для её эффективной и надёжной работы.
Вираж (фр. virage, от virer - поворачивать(ся)) - фигура пилотажа: разворот ЛА на 360° в горизонтальной плоскости по траектории с постоянным или переменным радиусом кривизны. Бывает установившийся и неустановившийся.
Вихревая дорожка (Кармана дорожка) - регулярная, расположенная в определённом порядке система дискретных завихрённых элементов жидкости, которая образуется за плоским, плохообтекаемым телом, помещённым в однородный поток на бесконечности.
Вихревая пелена - предельное состояние слоя вихрей, когда его толщина стремится к нулю таким образом, что циркуляция скорости по контуру элементарной площадки, отрогональной направлению распространения вихрей, стремится к некоторому постоянному значению. Физически связано с проявлением сил вязкости.
Вихревое течение - течение жидкости или газа, в поле которого вихрь скорости отличен от нуля. В таком течении частицы жидкости (газа) помимо поступательного движения и деформации совершают вращательное движение.
Вихрь
присоединённый
- вихрь, положение которого фиксировано относительно обтекаемого тела.
Вихрь свободный - вихрь, положение которого в потоке жидкости или газа определяется полем скоростей. Различают вихри стационарной и нестационарной природы. Появление свободных вихрей за несущими поверхностями связано с возникновением и изменением по времени аэродинамических нагрузок на эти поверхности.
Влажность воздуха - содержание в воздухе водяного пара. Одна из наиболее существенных характеристик погоды и климата.
Внестапельная
сборка
- сборка ЛА или его агрегатов, отсеков, секций и узлов без применения стационарной сборочной оснастки.
Военно-транспортный
ЛА
- летательный аппарат, предназначенный для выброски (высадки) воздушных десантов и осуществления воздушных перевозок войск, боевой техники, вооружений, боеприпасов, горючего, продовольствия и др. материальных средств, эвакуации раненых и больных.
Воздух - естесственная смесь газов, составляющих атмосферу Земли. Основные компоненты: азот (78,08%), кислород (20,95%), аргон (0,93%), углекислый газ (0,03%).
Воздухозаборник - элемент ЛА, предназначенный для подвода из атмосферы к двигателю воздуха с параметрами, обеспечивающими высокую эффективность силовой установки по тяге и расходу топлива при её минимальном аэродинамическом сопротивлении и надёжной работе. В зависимости от диапазона скоростей подразделяют на дозвуковые и сверхзвуковые, в зависимости от конфигурации - на осесимметричные, плоские и др.
Воздухоплавание 1) перемещение в воздухе воздухоплавательных аппаратов, использующих либо только аэростатическую подъёмную силу, либо совместно аэростатическую и аэродинамическую подъёмные силы.
2) организация (служба), применяющая для полётов воздухоплавательные аппараты.
Воздушная
обстановка
- одновременное взаимное расположение по вертикали и горизонтали ЛА в определённом районе воздушного пространства.
Воздушная трасса - участок в воздушном пространстве, предназначенный для полётов ЛА, обеспеченный трассовыми аэродромами и оборудованный средствами радионавигации, контроля и УВД. Существуют внутренние и международные.
Воздушное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием воздушного пространства. Включает нормы национального и международного права.
Воздушное
пространство
- пространство, простирающееся вверх над поверхностью Земли. Различают государственное (национальное) воздушное пространство и пространство над открытым морем. Государствееное воздушное пространство рсположено над сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальные воды.
Воздушное
сообщение
- в широком смысле любые установленные полёты воздушных судов между пунктами земной поверхности. В узком, нормативном значении - перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты по установленным воздушным линиям в соответствии с объявленным расписанием.
Воздушное судно - ЛА, поддерж

Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz